Американское общество гирудотерапии

Гепарин-индуцированный синдром DRESS у ребёнка и успешное анестезиологическое ведение операции в условиях искусственного кровообращения: клинический случай

Heparin-induced DRESS syndrome in a paediatric patient and successful anaesthetic management in cardiovascular bypass surgery: case report

Клинический случай в журнале Journal of cardiothoracic surgery (2024)

Последнее обновление: 18 июня 2026 г.Рецензент: ASH Editorial Board
Научная статья — обзор доказательствСсылка на статью
Уровень доказательности: Описание случаяКлиническая литератураРазработка лекарственных препаратовБезопасность и инфекционный контрольФармакология секрета слюнных желёзPeña-Blanco L et al. · Journal of cardiothoracic surgery, 2024

Аннотация

BACKGROUND: Drug Reaction with Eosinophilia and Systemic Symptoms (DRESS) Syndrome is a severe adverse drug reaction marked by delayed hypersensitivity reactions causing skin and systemic complications. DRESS diagnosis is challenging due to the variety of clinical presentations and symptom overlap with other conditions. The perioperative period in these patients requires precise pharmacological strategies to prevent complications associated with this syndrome. The treatment of DRESS induced by unfractionated heparin during cardiopulmonary bypass (CPB) surgery presents some challenges that must be considered when selecting an anticoagulant to avoid side effects. In this case, bivalirudin, a direct thrombin inhibitor, is indicated as an alternative to heparin in patients undergoing CPB. However, in contrast to heparin/protamine, there is no direct reversal agent for bivalirudin. CASE PRESENTATION: We report the case of an 11-year-old male diagnosed with native aortic valve endocarditis and thrombosis in his left lower extremity. During valvular replacement surgery, systemic unfractionated heparin was administered. Postoperatively, the patient developed fever, eosinophilia and pruritic rash. Warm shock and elevated alanine transaminase (ALT) and aspartate transaminase (AST) levels followed, leading to the diagnosis of DRESS syndrome. Treatment with methylprednisolone resulted in complete resolution of symptoms. Seven years later, the patient was readmitted due to insufficient anticoagulation and a thrombus in the prosthetic aortic valve, presenting a recurrent DRESS episode due to the administration of unfractionated heparin, which was later replaced with low-molecular-weight heparin during hospitalization. Treatment with corticosteroids and antihistamines was initiated, resulting in the resolution of this episode. Ultimately, the patient required the Ross procedure. During this intervention the anticoagulation strategy was modified, unfractionated heparin was replaced with bivalirudin during the procedure and fondaparinux was administered during the postoperative period. This resulted in stable transaminases levels and no eosinophilia. CONCLUSION: The severity of DRESS Syndrome underscores the importance of early recognition, heightened monitoring, and a comprehensive approach tailored to each patient's needs. This particular case highlights the significance of this approach and may have a substantial clinical impact since it provides alternatives to heparin, such as bivalirudin and fondaparinux, in the anticoagulation strategy of CPB for patients who have a hypersensibility reaction to this medication; thus, enhancing clinical outcomes by minimizing risks linked to adverse drug reactions.

Аннотация взята из PubMed (NCBI) для цитируемой записи и приводится на языке оригинала. Авторитетной является версия в исходной публикации.

Аннотация оставлена без перевода, чтобы сохранить собственные формулировки авторов.

Тип публикацииCase ReportsJournal Article
Индексированные термины MeSHMaleHumansChildHeparinFondaparinuxDrug Hypersensitivity SyndromeAnticoagulantsHirudinsEosinophiliaPeptide FragmentsAnestheticsRecombinant Proteins

Резюме

Описан мальчик 11 лет, у которого после протезирования аортального клапана на фоне нефракционированного гепарина развился синдром DRESS (лихорадка, эозинофилия, зудящая сыпь, тёплый шок, повышение АЛТ и АСТ); метилпреднизолон полностью купировал симптомы. Через 7 лет при тромбозе протеза аортального клапана повторное введение гепарина спровоцировало рецидив, разрешившийся на фоне кортикостероидов и антигистаминных препаратов. При операции Росса антикоагуляцию заменили на бивалирудин интраоперационно и фондапаринукс после операции; трансаминазы оставались стабильными, эозинофилия отсутствовала. Авторы подчёркивают важность раннего распознавания DRESS.

Почему это важно для гирудотерапии

В данном описании клинического случая представлен педиатрический пациент, у которого развился синдром DRESS (лекарственная реакция с эозинофилией и системными симптомами) после воздействия нефракционированного гепарина во время операции в условиях искусственного кровообращения. Бивалирудин, охарактеризованный в реферате как прямой ингибитор тромбина, был использован в качестве альтернативного антикоагулянта при последующей операции Росса; в послеоперационном периоде назначался фондапаринукс, в результате чего уровень трансаминаз оставался стабильным, а эозинофилия отсутствовала. Бивалирудин (ранее Hirulog) представляет собой синтетический пептидный антикоагулянт, частично разработанный на основе C-концевой последовательности гирудина — антикоагулянта медицинской пиявки (Maraganore et al., 1990); в данной работе изучается препарат, а не терапия пиявками.

Связанные соединения в реестре ASH

Молекулы из пиявки и препараты на основе гирудина, связанные с темой данной статьи; у каждого есть полный профиль в реестре соединений ASH:

Цитирование

Библиографическая ссылка (стиль Vancouver)

Peña-Blanco L, Gutiérrez-Soriano L, Montes FR, Barragán-Méndez A, Beltrán-Villegas S, López-Reyes JJ, et al. Heparin-induced DRESS syndrome in a paediatric patient and successful anaesthetic management in cardiovascular bypass surgery: case report. J Cardiothorac Surg. 2024;19(1):242. doi:10.1186/s13019-024-02722-x. PMID: 38632589

Библиографические данные (авторы, том, страницы, DOI) взяты из записи PubMed.

Связанный клинический контекст

Похожие исследования

Другие рецензируемые исследования в разделе «Клиническая литература».

Все исследования, проанализированные ASH →

Добавлено в библиотеку ASH: 27 мая 2026 г. · Последнее обновление сайта: 18 июня 2026 г.

Этот сайт предоставляет образовательную информацию и не является медицинской консультацией, диагнозом или рекомендацией по лечению. Гирудотерапия сопряжена с клинически значимыми рисками и должна проводиться только квалифицированными клиницистами в рамках институционально утверждённых протоколов. Разрешение FDA 510(k) для медицинских пиявок ограничено определёнными показаниями; обсуждения исследовательского и нелицензионного применения отмечены соответствующим образом. Для индивидуальных медицинских рекомендаций обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.