Американское общество гирудотерапии

Гепарин-индуцированная тромбоцитопения у пациентов отделений интенсивной терапии

Heparin-induced thrombocytopenia in intensive care patients

Обзор в журнале Critical Care Medicine (2007)

Последнее обновление: 18 июня 2026 г.Рецензент: ASH Editorial Board
Научная статья — обзор доказательствСсылка на статью
Уровень доказательности: Нарративный обзорРазработка лекарственных препаратовКлиническая литератураSelleng K et al. · Critical Care Medicine, 2007

Аннотация

OBJECTIVE: To summarize new information on frequency of heparin-induced thrombocytopenia (HIT) in patients treated in intensive care units (ICU), developments in the interpretation of assays for detecting anti-PF4/heparin antibodies, and treatment of HIT patients. STUDY SELECTION: All data on the frequency of laboratory-confirmed HIT in ICU patients were included; for laboratory testing of HIT and treatment of patients, this review focuses on recent data that became available in 2005 and 2006. DATA EXTRACTION AND SYNTHESIS: HIT is a potentially life-threatening adverse effect of heparin treatment caused by platelet-activating antibodies of immunoglobulin G class usually recognizing complexes of platelet factor 4 and heparin. HIT is more often caused by unfractionated heparin than low-molecular-weight heparin and is more common in postsurgical than in medical patients. In the ICU setting, HIT is uncommon (0.3-0.5%), whereas thrombocytopenia from other causes is very common (30-50%). For laboratory diagnosis of HIT antibodies, both antigen assays and functional (platelet activation) assays are available. Both tests are very sensitive (high negative predictive value) but specificity is problematic, especially for the antigen assays, which also detect nonpathogenic immunoglobulin M and immunoglobulin A class antibodies. Detection of immunoglobulin M or immunoglobulin A antibodies could potentially lead to adverse events such as bleeding if a false diagnosis of HIT prompts replacement of heparin by an alternative anticoagulant. For treatment of HIT, three alternative anticoagulants are approved: the direct thrombin inhibitors, lepirudin and argatroban, and the heparinoid, danaparoid (not approved in the United States). Recent data indicate that the approved dosing regimens of the direct thrombin inhibitors are too high, especially in ICU patients. CONCLUSIONS: HIT affects <1% of ICU patients even though 30-50% develop thrombocytopenia. The choice of the optimal alternative anticoagulant depends on patient characteristics. Many ICU patients require lower doses of alternative anticoagulant than those recommended by the manufacturer.

Аннотация взята из PubMed (NCBI) для цитируемой записи и приводится на языке оригинала. Авторитетной является версия в исходной публикации.

Аннотация оставлена без перевода, чтобы сохранить собственные формулировки авторов.

Тип публикацииJournal ArticleResearch Support, Non-U.S. Gov'tReview
Индексированные термины MeSHAnticoagulantsArginineChondroitin SulfatesDermatan SulfateExtracorporeal CirculationHeparinHeparan SulfateHirudinsHumansIntensive Care UnitsPipecolic AcidsRecombinant ProteinsSulfonamidesThrombinThrombocytopeniaThrombosis

Резюме

Обзор обобщает данные о частоте и ведении гепарин-индуцированной тромбоцитопении (ГИТ) в отделениях интенсивной терапии. ГИТ встречается редко — у 0,3–0,5% пациентов, тогда как тромбоцитопения другой этиологии — у 30–50%. Антигенные и функциональные тесты высокочувствительны, но специфичность проблематична: антигенные выявляют и непатогенные антитела классов M и A, что при ошибочном диагнозе может вести к кровотечению после замены гепарина. Одобрены лепирудин, аргатробан и данапароид (не одобрен в США); одобренные режимы дозирования прямых ингибиторов тромбина, по последним данным, завышены, особенно у реанимационных больных.

Почему это важно для гирудотерапии

В данном обзоре обобщены данные о гепарин-индуцированной тромбоцитопении (HIT) в условиях отделения интенсивной терапии; сообщается, что лабораторно подтверждённый HIT встречается у 0,3–0,5% пациентов ОИТ, несмотря на то что у 30–50% тромбоцитопения развивается по другим причинам. В аннотации обсуждаются диагностические трудности — антигенные и функциональные тесты с высокой чувствительностью, но проблематичной специфичностью — и указываются три одобренных альтернативных антикоагулянта: лепирудин, аргатробан и данапароид. Последние данные свидетельствуют, что одобренные режимы дозирования прямых ингибиторов тромбина могут быть чрезмерно высокими, особенно у пациентов ОИТ. Лепирудин — рекомбинантное производное гирудина, антикоагулянта медицинской пиявки (Greinacher, 2004); в данной работе изучается препарат, а не терапия пиявками.

Связанные соединения в реестре ASH

Молекулы из пиявки и препараты на основе гирудина, связанные с темой данной статьи; у каждого есть полный профиль в реестре соединений ASH:

Синтетические препараты, связанные с темой данной статьи. Они действуют на те же мишени, что и молекулы из пиявки, но не получены из пиявки:

Цитирование

Библиографическая ссылка (стиль Vancouver)

Selleng K, Warkentin TE, Greinacher A. Heparin-induced thrombocytopenia in intensive care patients. Crit Care Med. 2007;35(4):1165-1176. doi:10.1097/01.CCM.0000259538.02375.A5. PMID: 17334253

Библиографические данные (авторы, том, страницы, DOI) взяты из записи PubMed.

Связанный клинический контекст

Похожие исследования

Другие рецензируемые исследования в разделе «Разработка лекарственных препаратов».

Все исследования, проанализированные ASH →

Добавлено в библиотеку ASH: 27 мая 2026 г. · Последнее обновление сайта: 18 июня 2026 г.

Этот сайт предоставляет образовательную информацию и не является медицинской консультацией, диагнозом или рекомендацией по лечению. Гирудотерапия сопряжена с клинически значимыми рисками и должна проводиться только квалифицированными клиницистами в рамках институционально утверждённых протоколов. Разрешение FDA 510(k) для медицинских пиявок ограничено определёнными показаниями; обсуждения исследовательского и нелицензионного применения отмечены соответствующим образом. Для индивидуальных медицинских рекомендаций обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.